Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы. Современная жизнь, с ее стремительными переменами, новыми мыслями и действиями, несомненно создает множество экономических и психологических трудностей, которые требуют от нас максимального использования всех наших нравственных и физических ресурсов для адаптации и преодоления вызовов, стоящих перед нами. Наша задача - не просто выжить, но и победить себя, преодолеть ситуацию.
Дети неуклонно меняются, также, как и жизнь вокруг нас. Они обладают большими знаниями и умениями, чем дети 20 лет назад. Их отношение к окружающему миру, к взрослым и сверстникам также меняется. В силу появления компьютеров в их жизни, дети уделяют меньше внимания общению с друзьями.
Что касается общения младших школьников с учителями в современных школах, ситуация изменилась. Сегодняшние ученики больше не испытывают такого обаяния, уважения и доверия к своим учителям, как это было 30 или даже 20 лет назад. Все это не говорит о том, что кто-то стал лучше или хуже (ни взрослые, ни дети), просто мир меняется быстро, и с ним меняются системы ценностей. К сожалению, современные взрослые рано перестают быть для детей безоговорочными авторитетами.
Традиционно студенты, обучающиеся педагогическим специальностям, учатся тому, что учитель имеет авторитет среди младших школьников. Однако, жизнь приносит все больше подтверждений обратного. Современные дети все реже ищут авторитет в своих учителях.
Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте является актуальной, так как именно в этот период происходит формирование личности. Умение ребенка общаться с окружающими людьми и налаживать контакты имеет непосредственное влияние на его будущую учебную и рабочую деятельность, его судьбу и место в жизни. Важно отметить, что именно в этом возрасте закладываются навыки ответственного общения и правильной организации речи для установления отношений с другими людьми.
Кроме того, формируется способность дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, а также понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной работе. Правила и нормы общения, которые ребенок усвоит в этом возрасте, будут сопровождать его всегда и везде, вне зависимости от обстоятельств. Характер его речи и способность к эмоциональному выражению определит степень самостоятельности и свободы в общении с другими людьми на протяжении всей жизни.
Ситуация меняется, и мы должны быть готовы адаптироваться к новым реалиям, чтобы и в будущем привлекать их внимание и доверие.
Изучение психологических особенностей межличностных отношений в коллективе младших школьников является крайне важным и актуальным направлением исследований. Период детства, особенно младшие школьные годы, играет важную роль в формировании личности ребенка и определяет его дальнейшее развитие. В этот период дети активно вступают во взаимодействие друг с другом, формируют свои первые дружеские отношения, учатся принимать участие в коллективной деятельности.
Обоснования актуальности выбранной темы:
1. Социализация и общение: в младшем школьном возрасте дети учатся общаться, находить общий язык и строить отношения с окружающими. Понимание механизмов взаимодействия в коллективе поможет лучше понять процессы социализации.
2. Влияние окружающей среды: коллектив влияет на формирование личности каждого ребенка. Понимание динамики межличностных отношений в коллективе младших школьников позволит выявить особенности этого влияния.
3. Проблемы адаптации и конфликтов: в среде школы могут возникать различные конфликты и проблемы адаптации, которые могут повлиять на психологическое состояние детей. Понимание причин и механизмов возникновения этих проблем поможет разработать эффективные методики их решения.
4. Развитие личности: взаимодействие с одноклассниками и участие в коллективных мероприятиях способствует развитию различных сторон личности ребенка. Изучение этого процесса поможет выявить факторы, способствующие или затрудняющие полноценное развитие.
5. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для создания программ по развитию межличностных отношений в школьных коллективах, для помощи детям в решении проблем социальной адаптации и конфликтов.
В целом, изучение психологических особенностей межличностных отношений младших школьников имеет высокую актуальность и значимость для понимания и поддержки развития детей в школьной среде.
Для курсовой работы о психологических особенностях межличностных отношений в коллективе младших школьников необходимо определить следующие пункты:
Цель работы: определение основных психологических аспектов, влияющих на межличностные отношения в коллективе младших школьников.
Исследование психологических особенностей межличностных отношений в коллективе младших школьников включает в себя ряд задач, которые могут быть поставлены в рамках курсовой работы:
Анализ теоретических аспектов межличностных отношений: рассмотрение различных подходов к изучению межличностных отношений в психологии, обзор существующих теорий, моделей и концепций.
Описание возрастных особенностей взаимоотношений младших школьников: изучение типичных тревожностей, конфликтов, дружеских связей, влияния общения на развитие личности детей этого возраста.
Исследование динамики межличностных отношений: анализ изменений в межличностных взаимодействиях младших школьников в течение учебного года, выявление факторов, влияющих на эти отношения.
Выявление основных проблем в межличностных отношениях младших школьников: идентификация типичных конфликтов, проблем общения, анализ причин и последствий негативных межличностных взаимодействий.
Разработка и применение методов психологической коррекции: создание практических рекомендаций и методов работы с младшими школьниками для улучшения их межличностных отношений, решения конфликтов и формирования позитивного взаимодействия.
Проведение эмпирических исследований: сбор и анализ данных об отношениях младших школьников в коллективе через методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа дневников и других психологических инструментов.
Предмет исследования: изучение взаимодействия между учащимися младших классов, их эмоциональных и социальных характеристик, которые определяют отношения в коллективе.
Объект исследования: межличностные отношения в школьном коллективе младших школьников, формирующиеся на базе их эмоциональных и социальных особенностей.
Проблема исследования: выявление основных факторов, влияющих на развитие здоровых межличностных отношений среди младших школьников в контексте школьной среды.Для решения данной задачи необходимо провести анализ и литературный обзор современных исследований в области психологии межличностных отношений, провести эмпирическое исследование на конкретном школьном коллективе, использовать методы сбора и анализа данных (наблюдение, опросы, интервью), а также выработать практические рекомендации для педагогов и родителей по улучшению межличностных отношений среди младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава I. Теоретические аспекты межличностных отношений в детском коллективе
1.1 Понятие и значение межличностных отношений
Межличностные отношения - это взаимодействие между людьми, которое включает в себя коммуникацию, эмоциональную связь, взаимодействие и установление отношений. Эти отношения играют важную роль в жизни каждого человека, поскольку они формируются на основе взаимного влияния, поддержки, доверия и понимания.
Значение межличностных отношений заключается в том, что они способствуют развитию личности, помогают людям расти и учиться на примере других, обеспечивают поддержку в трудных ситуациях и способствуют улучшению качества жизни. Кроме того, через межличностные отношения люди получают эмоциональную поддержку, чувство принадлежности и возможность самовыражения.
Цель межличностных отношений заключается в достижении баланса доверия. Когда этот баланс достигается, связь между людьми укрепляется, и психологические барьеры постепенно исчезают. Здесь важно понимать разницу между доверием и доверчивостью. Полное доверие развивается со временем, в то время как доверчивый человек, независимо от возможного обмана, верит другому без колебаний.
Суть оценки отношений заключается в понимании, насколько близки и равноправны партнеры на психологическом уровне или же наблюдается доминирование одного из них. Когда цели у людей совпадают, возникают два типа отношений.
Первый тип - отношения развиваются естественным образом.
Второй тип - это отношения, которые возникают по необходимости общения, например, между начальником и подчиненным.
По своей природе, отношения можно разделить на формальные, которые базируются на правилах, нормах и законах, и неформальные, которые не ограничены официальными рамками.
Деловые отношения, формирующиеся на работе, можно охарактеризовать как совместную деятельность. Сначала идет совместная работа, а затем постепенно возникает доверие и личная симпатия. При совместной деятельности человек действует логически и расчетливо, основываясь на принципе сохранения хороших отношений с коллегами (например, взаимоотношения между начальником и подчиненным). От успеха таких взаимодействий зависит, насколько хорошо они смогут совместно решать задачи и налаживать взаимодействие.
В эмоциональном аспекте отношений люди, иногда, забывают о объективном взгляде и следуют лишь своим эмоциям. Это может приносить как положительные эмоции и радость, так и негативные чувства, и разочарования. Под влиянием эмоций, люди иногда совершают поспешные поступки, не учитывая возможные последствия.
Хорошие межличностные отношения способствуют укреплению психологического благополучия, повышению самооценки, уменьшению стресса и улучшению общего самочувствия. Таким образом, умение строить и поддерживать здоровые межличностные отношения является ключевым аспектом успешной и счастливой жизни.
Люди испытывают сильную потребность в присоединенности: вступать в долговременные близкие отношения с другими людьми, которые гарантируют положительные эмоции и результаты. Взаимозависимость людей друг от друга на протяжении всей жизни, обусловленная биологическими и социальными причинами, способствует выживанию: наши предки были связаны сплоченной круговой рукой, обеспечивающей выживание в группе (как на охоте, так и при строительстве жилища - десять рук лучше одной). Общность детей и взрослых, которые их воспитывают, взаимно повышает их жизнеспособность.
В психологии социальная группа охарактеризована как различные общности людей. Под понятием "малая группа" [11, с. 85] Г.М. Андреева понимает относительно небольшое количество людей, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом, объединенные общими целями и задачами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. 348 с.
2. Жилина Н. Ю., Чуева Е. Ю. Формирование межличностных отношений в начальной школе // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2023г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 94-97.
3. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1975. 303 с.
5. Макеева Т.Р. Роль учителя в формировании межличностных отношений младших школьников / Т.Р.Макеева, Е.В. Кабанова // Евсевьевские чтения. Педагогические науки: сборник науч. статей по материалам междунар. науч.-практ.конф. с элементами науч. школы для молодых ученых, Саранск, 28-29 марта 2018 г. / под ред. Т.И. Шукшиной, В.И. Лаптуна. – Саранск, 2018. С. 79-82.
6. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник. - М.: Флинта, 2016. - 480 c.
7. Мищенко Л. В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста). - М.: КноРус, 2018. - 496 c.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 398 с.
9. Павлова А.Б. Притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации: проблемы и решения / А.Б. Павлова // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). С. 433-436.
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Москва: 2012. 224 с.
11. Рузская, А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 2014.
12. Смирнова Е.О. Дети с трудностями в общении. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. 160 с.
13. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 192 с.
14. Столяренко Л. Д., Столяренко Д. В. Возрастная психология. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 448 с.
15. Столяренко Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л. Д. Столяренко, И. В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
16. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
17. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.А. Цукерман – Томск.: Пеленг, 2015. - 362 с.
18. Чекина Л. Ф. Психология развития: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2018. - 208 c.
19. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.
20. Щербакова, Е.И.: Формирование взаимоотношений детей в игре. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.